Городской конкурс «Самый «классный» классный»

В 2015-2016 учебном году в городском конкурсе «Педагогический звездопад» в номинации «Самый «классный» классный» участвует учитель физики и информатики Казакова Александра Петровна.

«Моя профессия – моя судьба, мое призвание».

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, Который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой

Много лет назад я сделала свой выбор. Считаю его правильным и сейчас. А что значит для меня, быть учителем? Быть учителем – это не только возможность чему-то научить детей, но ещё и возможность каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Ведь «учитель» – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа – это призвание, это судьба, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить. У каждого ученика в сердце должна сохраниться светлая и добрая память о человеке, который отдал ему частичку своей души. Имя этому человеку – Учитель.
Я не работаю учителем, я – учитель. И мне нравится им быть. Прошло 22 года, когда я сделала выбор своей профессии. Ответ на вопрос «Кем быть?» – для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в детстве я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол. Моя первая учительница – Лидия Александровна, была очень добра, справедлива. Она вкладывала в нас душу. Я слушала ее, широко раскрыв глаза. В 5 классе моим классным руководителем стала Татьяна Леонидовна — учитель русского языка и литературы. Она многому научила нас, своих учеников. Я очень благодарна за прекрасные уроки: яркие, эмоциональные, глубокие! Спустя два года, к сожалению, я перешла в другую школу. Шли года… И вот я уже закончила университет и с дипломом в руках пришла в одну хабаровскую школу устраиваться на работу учителем. А в кабинете директора я увидела своего классного руководителя, свою Татьяну Леонидовну. Да, она была директором этой школы. Я очень была рада, потому что рядом был человек, такой родной с детства. Тогда я подумала: «Это судьба!»
И вот уже много лет я по-прежнему нахожусь в школе, стою в классе, но уже не в качестве ученицы. Благодаря своим учителям, своим наставникам я поняла, что профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Ведь искусство педагога состоит в том, чтобы с высот своей жизненной мудрости проникать в самые далёкие галактики детского мира, глубоко и чутко понимать его. Понять личностные качества, определить уровень не только предметных, но и жизненных знаний – это значит приоткрыть дверцу в мир каждого ребенка, и только потом определить тот путь, по которому ты пойдёшь. Учитель – прекрасная профессия, но я бы еще и еще раз сказала, что это не профессия, это призвание. Учителя – особые люди. Только задумайтесь над той безграничной, колоссальной ответственностью, которую несут на своих плечах они! Профессия учителя – одна из самых важных на свете. Ведь такая профессия – не всем по плечу. Каждый день приходится решать новые задачи. А как же иначе? Ведь каждый ученик – это личность, индивидуальность, которая никогда не повторится!
Я понимаю, чтобы получить на уроке высокий результат, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании, чтобы он способствовал привитию детям интереса к учению, необходимо ещё и доброжелательность тона – без крика, без сюсюканья, без нудных нотаций, чтобы каждый урок был на пределе, когда отдаёшь всю силу, всю энергию своей души. Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, именно они наполняют урок важным для ребят смыслом – это создаёт непринуждённую обстановку на уроке. Часто у нас вместо физминуток бывают «минуты смеха». Ведь школа, урок – это продолжение жизни ребёнка. А большую часть времени дети проводят именно в школе.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников.

Работа трудная знакома
И хорошо понятна мне.
Дарить себя всю без остатка,
Забыв про сон и про покой.
И хоть порой совсем несладко –
Я не хочу судьбы иной.

Люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу детей слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, даже если оно во многом отличается от своего собственного. Очень важно для меня воспитывать у ребят чуткое отношение к радостям и горестям людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе.
Но не надо забывать, что процесс воспитания – это то, чему так противятся дети. На мой взгляд, успеха в этом виде искусства можно добиться, если помнить о том, что сама когда-то была ребёнком: таким же шальным, любопытным, капризным. И тогда появляется терпение и уважение к этим «первооткрывателям», и способность удивляться тому, чему взрослые уже перестали. Воспитывая все эти качества у своих детей, хочется видеть с их стороны понимание, послушание, уважение. И когда я вижу радостные, приветливые, понимающие лица, большей награды мне и не надо.
Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать возможность раскрыться индивидуальности каждого ученика, сделать так, чтобы дети учились с увлечением, и в большинстве случаев мне это удается.
Хочу закончить своё эссе словами Роберта Рождественского:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля –
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни подстать,
Учителем надо будет родиться,
А только после этого стать.

2

21